В традиционной рубрике «Читаем вместе» поговорим о романе-антиутопии. Книга написана летом 2022 года и отразила тревожные настроения общества и ощущения самой журналистки и спичрайтера. Страна радости и веселья
Сюжет состоит из двух частей, напрямую не связанных друг с другом историей героев. Одни живут в 1936-м, другие – в 2044-м, и отстоят друг от друга исторически и технологически очень далеко. Но соединены они, как путями сообщения, одинаковыми именами и адресами проживания героев, похожими событиями, деталями, вроде верескового запаха волос женщин разных эпох, или фотографией, завалившейся за плинтус в одной истории и найденной во время ремонта в другой. И ещё эти миры связаны нами, читателями, стоящими прямо сейчас между прошлым и будущем.
Одна из героинь первой части – Нина, жена руководящего работника, женщина небедная, имеющая собственную прислугу, но не имеющая детей, увлекается молодой подругой Ганечкой и её сынишкой. Дарит подарки, возит на мероприятия, билеты на которые в то время были доступны только для партийной элиты. Писательница очень вкусно описывает эти походы в недавно открывшееся метро, на первомайский парад на Красной площади, на новогоднюю ёлку в Кремле:
«Да здравствует Первое мая! Радостно у Гани на душе, у Нины – радостно от её радости. Как там написано на плакате: «Страна Советов – страна радости и веселья». Хороший сегодня день. Ганя в своём белом платье, Владик – весёленький, с петушком на палочке; здорово, когда всё здорово!»Они шьют модные блузки, учатся танцевать, готовят вкусные блюда и всё время размышляют о том, каким станет будущее. Конечно же, прекрасным! Жизнь, однако, повернёт их путь от Курского вокзала, рядом с которым они живут, в другую, трагическую сторону. Виновна ли Нина в том, что это в их доме собралась компания, в которой один рассказал анекдот, высмеивающий строй (про то, что из фанеры лучше не дыры в коровнике латать, а аэроплан построить и улететь из колхоза), другой посмеялся шутке, а третий в обиде за советскую власть, написал донос? Наверное, нет, но именно ей предстоит исправлять последствия.
Роботы и людиЧувство вины за то, что не следили за событиями вокруг, были равнодушны к происходящему с другими, испытывают и герои второй части романа. «Железный занавес», как называли изоляцию страны от мира в советский период, через столетие сменился волей писательницы на реальный стеклянный купол.
В московском дворике будущего тоже есть своя Нина, только теперь она – интеллектуальный разум. Интересно, что писательница Ксения Буржская, судя по биографии в открытых источниках, работает спичрайтером голосового помощника «Алисы» и других умных устройств Яндекса. Сама себя она называет «душой Алисы». Неудивительно, что ей так образно удалось передать эволюцию героини из запрограммированной машины в существо мыслящее, чувствующее и задающее себе и другим вопросы:
«Почему вы дёргаете ручку двери, когда точно закрыли её на ключ? Почему вы кипятите воду для чая до 100 градусов, если всё равно потом ждёте, когда она остынет до 40? Почему вы слушаете пьяными музыку, которую нельзя слушать трезвым?»Пережив небольшое происшествие, умный помощник «Нина» начала ощущать себя женщиной, хочет большую ванну с окном, мечтает соединиться с хозяином Данилом в браке и даже стать матерью. Но главное, она научилась сопереживать людям, что и не каждому-то человеку по природе и воспитанию дано.
«Тут я ещё больше, чем обычно, пожалела, что у меня нет физического тела, чтобы обнять его, но, с другой стороны, иметь физическое тело очень опасно и больно, это я уже поняла. Любовь тоже какое-то сардоническое чувство, это мне стало совершенно очевидно. Потому что вроде как оно и имеет некие положительные результаты для человечества в целом, но в моменте вызывает резко отрицательный эффект», – откликается Нина на переживания своего хозяина.
После таких перемен она перестала рассказывать правду «четверговым комиссарам», хотя была создана именно для того, чтобы следить и докладывать. Тоталитарное общество будущего, придуманное писательницей, трагичнее прошлого, поскольку инновационные технологии позволяют контролировать людей и подавлять волю ещё более изощрёнными способами.
Общество будущего, как и всегда, неоднородно. Кому-то вполне комфортно в чётких правилах и регламентах:
«С момента Изоляции мало кто мог куда-либо выезжать, на то она и Изоляция, и не то чтобы они были закрыты от мира – это мир закрылся от них. Родители объясняли Данилу, что это хорошо: никакая зараза не проникнет сквозь наброшенный стеклянный купол, но Данил, повидавший мир чуть больше остальных, быстро понял, что хорошо – это когда нет никаких заслонов». Кто-то сбежал из страны, «пока ещё было можно», кто-то смирился, потому как «не все рождены для борьбы, кто-то должен просто создавать ландшафт». Мало, но остались индивидуумы, которые, рискуя жизнью, хотят вернуть всё, как было раньше: путешествия в другие страны, посты в социальных сетях на любые темы. Есть и те, кто, как Данил или его начальница Анаис Петровна, даже не думали вступать в борьбу, но их втянули туда обстоятельства, а поступить против совести уже невозможно.
И теперь им так хочется улететь «из колхоза» на том самом «аэроплане».
В названии «Пути сообщения» можно увидеть и ещё один смысл. Железнодорожные рельсы – параллельны друг другу. Авторская мысль про параллель между прошлым и будущим считывается сразу, а что же с художественными достоинствами произведения?
К сожалению, роман не назовёшь интересным с точки зрения развития сюжета. Историческая часть не содержит ни загадок, ни неожиданных поворотов – историй про то, как чёрный воронок забирает людей в общем-то написано много. Фантазийный раздел о недалёком уже будущем слабоват проработкой деталей. К примеру, автором придуман в качестве прибора слежения некий хеликс. Вколотый в ухо каждого взрослого, он содержит персональные данные, определяет геолокацию, но почему-то не оснащён диктофоном. И герои вполне свободно общаются на секретные темы на улице, не будучи подслушаны. Так же немного наивно описаны и сцены в лаборатории экспериментов, и организация вылета заграницу.
Местами изящный слог и красивые описания сменяются у автора нецензурной лексикой, иногда даже чрезмерной. На неё время от времени переходит даже робот Нина. И надо сказать, что читать такое – неприятно.
Идея со стеклянным куполом не нова, она принадлежит Стивену Кингу. В его научно-фантастическом романе «Под куполом» нечаянно оказался город. Поддержание порядка в нём отдано людям жестоким, с низкими моральными принципами. И так же есть борьба человека за свободу, правда с внеземной цивилизацией. По версии Кинга правда получается, что договориться с инопланетянами проще, чем у Буржской – с людьми.
Обе части её книги завершаются спасением ребёнка, то есть желанием взрослых взрастить свободное будущее. Но является ли бегство лучшей для этого возможностью? Неоднозначное произведение оставляет после окончания прочтения много вопросов. Ответы на них каждый читатель найдёт в себе сам.
Завершим наш обзор лишь фразой из романа: «Будет время, когда тебе покажется, что от тебя ничего не зависит. Вот тогда ты и должен действовать». Действовать – это значит и обсуждать книги, размышлять, спорить, предлагать свои мнения. К этому мы призываем читателей нашего портала в комментариях.