22 июля хореографу и балетмейстеру Борису Эйфману исполняется 70 лет. В этот день в 22.10 в эфире телеканала «Россия К» - документальный фильм «Главные слова Бориса Эйфмана» (режиссер Анатолий Малкин).
Свой первый спектакль Борис Эйфман поставил в 16 лет в хореографической студии Дворца пионеров в Кишиневе, в 31 - создал собственную труппу - ленинградский «Новый балет», известную сегодня как Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета Бориса Эйфмана (в 2017 году театр отметит свое 40-летие). Всегда отвергавший готовые решения и штампы Эйфман создал и свой собственный подход к формированию репертуара, и свой оригинальный, наполненный яркими образами хореографический стиль, в котором соединились классический балет, фольклор и танец-модерн. Сам балетмейстер определяет суть своего творчества как «драму личности», жанр, в котором он работает, как «психологический балет», а свой театр называет «счастьем и трагедией». В этих словах-символах заключается основной стержень его жизни. Герои его спектаклей всегда находятся на грани - жизни и смерти, надежды и отчаяния, любви и ненависти. Эйфман уверен, что «творчество сродни безумию в глазах непосвященных и только неординарному человеку открываются другие миры и иной смысл жизни». Балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Онегин», «Красная Жизель», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Чайковский», «Роден», «Up&Down» уже стали классикой театра Эйфмана и снискали всеобщее признание зарубежом.
Фильм-интервью «Главные слова Бориса Эйфмана» - это главные темы жизни известного хореографа-интеллектуала в алфавитном порядке - от А до Я. «Вначале было слово. Так сказано в Библии, - говорит автор идеи и режиссер Анатолий Малкин. - Слово «мама» было первым, наверное, у каждого. А потом, когда человек рос и взрослел, у него появлялись другие главные слова. У каждого свои, словно пунктиром вычерчивая его линию жизни. Мы постараемся узнать главные слова знаменитого Эйфмана». «А» - это аншлаг и анархия, «Б» - Большой театр и балет, «В» - время и везение и так далее. Пересматривая свою жизнь, Борис Эйфман вспоминает истории создания знаковых спектаклей, рассказывает о том, что стоит за грандиозным успехом, в чем особенность его балета, вспоминает детство, рассуждает о религии, музыке и литературе, которая его вдохновляет, о современной хореографии, о времени и о себе. «Я - кошка, которая гуляет сама по себе. Многие критики вообще не понимают, на какую полку меня нужно поставить. Это не классика и не модерн. Что это? И не понимая, они отрицают меня. Но я счастливый человек, потому что сумел воплотить свою мечту. Слово на «С» - счастье - высшая категория удовольствия. Счастье, когда ты мечтаешь о чем-то, а Бог тебе это дает. Счастье быть избранным Богом». Съемки проходили в Москве и Санкт-Петербурге. Включены фрагменты из балетов Бориса Эйфмана.
Материал и фото предоставлены каналом «Россия К» специально для «Эхо недели».